Форум » Лекции » Психология. Для спасателя. » Ответить

Психология. Для спасателя.

Асинь: 1.1 Профессионально важные качества спасателя. Факторы, способствующие повышенным требованиям к личности спасателя. • Угроза для жизни людей • Необходимость быстрого принятия решения • Экстремальные физические нагрузки • Эмоциональные стрессы (вид погибших и искалеченных людей) • Аритмичность работы (случайность) • Нарушение режима сна и бодрствования Профессиограмма спасателя Модуль Психологические требования 1. Предмет труда • Управление транспортным средством • Острота зрения • Глазомер • Распределение и переключение внимания • Пространственное мышление • Быстрота реакции • Координация движений • Психическая и физическая выносливость • Эмоциональная устойчивость • Одновременное обслуживание нескольких объектов • распределение и переключение внимания • быстрота реакции • оперативность 2. Орудия труда Работа с ручным инструментом • Осязание • Координация движений • Физическая сила рук 3. Цель труда помощь людям • Наблюдательность • Память оперативность мышления • Коммуникативнось • уравновешенность • контроль за состоянием объекта • острота зрения концентрация внимания • настойчивость • смелость • наблюдательность • Обработка объектов • Глазомер • Осязание • Концентрация внимания 4. Условия труда Работа на высоте • Устойчивость вестибулярного аппарата • Острота зрения • Концентрация внимания • Координация движений 5. Возможность аварийных ситуаций • Оперативность мышления • Быстрота реакции • Эмоциональная устойчивость 6. Сменный график работы • Психическая и физическая выносливость Частые разъезды • Подвижность нервной системы • Быстрая адаптируемость • Физическая выносливость Командная форма работы • См. далее Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности. 1. Характеристики психических процессов 1.1. Зрительное и слуховое восприятие 1.2. Пространственное представления и пространственное ориентирование 1.3. Внимание • распределение внимания – возможность выполнять несколько дел одновременно (легче, если одна из деятельностей полностью или частично автоматизирована) • переключение – возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому • устойчивость – способность удерживать внимание на одном объекте длительное время, несмотря на помехи • отвлечение (не должно быть) – непроизвольный переход от данной деятельности другой , хотя первая еще должна продолжаться 1.4 Память ( процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания) 1.5 Мышление (оперативность функционирования экстремальных условиях) 2. Личностные характеристики. 2.1 Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях 2.2 Готовность к риску (в противоположность склонности к риску) 2.3 Навыки командной работы • Командная ориентация (готовность к сотрудничеству) – понимание необходимости совместной работы и умение работать во взаимодействии с другими • Контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнером • Коммуникабельность – умение использовать устную речь, стилистические и иные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие • Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устного общения • Доброжелательность • Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника • Терпимость к взглядам и мнению других, умение их понять и уважать, прощать ошибки и недостатки • Дисциплинированность, умение повиноваться, в точности выполнять предписания, высокая нормативность поведения • Самостоятельность – способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе без посторонней помощи и руководства 2.4 Целеустремленность и продуктивность • Результативность- ориентация на конечный результат • Настойчивость- способность преодолевать препятствия, обусловленные внешними в внутренними факторами, возникающие на пути к достижению цели • Уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи 2.5 Этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность , справедливость 2.6 Добросовестность – высокие требования к результатам своей работы 2.7 Рассудительность – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения. 3. Способности к • управлению собственным состоянием и работоспособностью • мобилизации физических и психических резервов организма • воздействию на других спасателей в критической обстановке • творческой организации деятельности в условиях неопределенности Выделяют статические (врожденные и не подвергающиеся изменениям) и динамические ( имеющие и способность развиваться) характеристик. К статическим относятся, например: особенности слухового восприятия, острот зрения, пороги чувствительности, глазомер, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата, подвижность нервной системы и т.д.

Ответов - 3

Асинь: 3.1 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Ни для кого не является секретом, что на сегодняшний день чрез¬вычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя ог¬ромное количество пострадавших - физически, материально, психо¬логически. Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено с одной стороны на реализацию мероприятий по поддер¬жанию оптимального состояния специалистов, участвующих в лик¬видации последствий чрезвычайных ситуаций, с другой - на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Таким образом, важнейшим компонентом психологической под¬готовки профессиональных контингентов поисково-спасательных служб МЧС России является обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера. Под экстренной психологической помощью подразумевается система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание по¬мощи одному человеку, группе людей или большому числу постра¬давших после кризисного или чрезвычайного события; ее цель - ре¬гуляция актуального психологического, психофизиологического со¬стояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием при помощи профессио¬нальных методов, которые соответствуют требованиям ситуации. Очевидно, что содержание и методы психологической помощи существенно зависят от рода критического события, оказавшего травматический эффект на психику человека. Однако вне зависимости от характера травмирующего воздейст¬вия следует учитывать общность условий, при которых оказывается экстренная психологическая помощь. Экстренная психологическая помощь направлена на поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями. Помощь при различных состояниях Рассмотрение различных типов реакций и помощи при возникно¬вении этих реакций является необходимым, так как одно и то же воз¬действие может вызывать у людей различные реакции. Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в равной мере от особенностей ситуации и от индивидуальных особенностей чело¬века, его жизненного опыта, ценностей мировоззрения. Таким обра¬зом, в ситуации оказания экстренной психологической помощи мож¬но наблюдать целый спектр всевозможных реакций. Важно подчерк¬нуть, что оказание экстренной психологической помощи возможно лишь в том случае, когда реакция не является патологической. Теперь подробно рассмотрим наиболее часто встречающиеся со¬стояния и помощь при этих состояниях. При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются такие реакции: • Плач. • Истерика. • Нервная дрожь. • Страх. • Двигательное возбуждение. • Агрессия. • Ступор. • Апатия. • Насилие и др. Плач Плач можно отнести к реакциям, которые позволяют дать выход негативным эмоциям. Реакцию плача можно рассматривать как нор¬мальную и даже желательную в ситуациях потери близкого человека, потери жилья, дома. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Признаки Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики - нет возбуждения в поведении. Помощь В ситуации, когда у пострадавшего начинается реакция плача. крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровнях. Нежелательно оставлять пострадав¬шего одного; если невозможно оказать такому человеку профессио¬нальную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спи¬ну, погладить по голове); это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один. Применение приемов «активного слушания» помогает присоеди¬ниться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возмож¬ность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе. Периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете. Повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства. Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего. Не задавайте вопросов, не давайте советов Если человек сдерживает слезы, то эмоциональной разрядки, об легчения не происходит. Если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью чело¬века. Истерика Признаки Сохраняется сознание, но почти невозможен контакт; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; речь эмоцио¬нально насыщенная, быстрая; крики, рыдания. Помощь Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине. Неожиданно совершите действие, которое может остановить истерику (можно дать пощечи¬ну, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на по¬страдавшего). Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверен-ным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Не потакайте желаниям пострадавшего. Нервная дрожь Часто можно наблюдать такую картину - человек, только что пе¬реживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшест¬вия, сильно дрожит. Это неконтролируемая нервная дрожь - так тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию остановить, то напря¬жение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней. Признаки Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время; появляется сильное дрожание всего тела или отдель¬ных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету). Помощь Нужно усилить его дрожь; для этого возьмите пострадавшего за плечи, сильно и резко потрясите в течение 10-15 секунд. Во время этого приема разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение. Неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укры¬вать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки. Страх Ребенок просыпается ночью оттого, что ему приснился кошмар. Человек, переживший землетрясение, не может зайти в свою уцелев¬шую квартиру. Однажды попав в катастрофу, человек не садится за руль. Все это - страх. Признаки Напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собствен¬ного поведения; панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение; при этом человек пло¬хо контролирует, что он делает и что происходит вокруг. Помощь Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избе¬жать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью (ребенок боится чудовищ, которые живут под кроватью; че¬ловек, переживший насилие, боится входить в свой подъезд). Чтобы помочь человеку - положите его руку себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс; это сигнал - «Я сейчас ря¬дом, ты не один». Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадав-шего дышать в одном с вами ритме. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинте¬ресованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие за¬нятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь де¬тального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх? Какого он цвета, формы, движется или нет?» и т.п.). Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его; это позволит по¬страдавшему почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1 %, теперь уменьши на 2 % и т.д.). Попросите пострадавшего найти место в теле, где в данный мо¬мент «находится» страх. Помогите человеку проговорить телесные ощущения, вызываемые страхом. Попросите найти и описать проти-воположное страху ощущение в теле («Что противоположно напря¬жению?», «Где это ощущается в теле?»). После детального описания вернитесь в место расположение страха в теле и спросите о том, что изменилось в ощущениях. «Путешествуйте» от телесных ощущений страха к ресурсным, положительным переживаниям до тех пор, пока последние не станут незначительными. С детьми используйте технику вынесения образа страха вовне (в виде рисунка, фигуры из пластилина или глины). Спросите, что ребе¬нок хотел бы сделать со своим страхом (порвать, скомкать, сжечь, спрятать); после этого проделайте желаемое вместе с ребенком. Эти несложные приемы могут помочь справиться с неприятным переживанием страха. Двигательное возбуждение Иногда потрясение от критической ситуации настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не понимает - где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное, что он может делать, - это двигаться. Дви¬жения могут быть совсем простые («Побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что я не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»). Признаки Движения резкие, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь; часто отсутствует реакция на окружаю¬щих; опасность причинения вреда себе и другим. Помощь Необходимо удержать человека с помощью приема «захват» -находясь сзади, просуньте свои руки подмышки пострадавшему, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя; изолируйте постра¬давшего от окружающих; массируйте ему позитивные точки; говори¬те спокойным голосом, не спорьте, в разговоре избегайте фраз с час¬тицей «не». Агрессия Каждый человек переживает критическую ситуацию по-своему -кто-то цепенеет, кто-то бежит, а кто-то начинает злиться. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и будет мешать самому пострадавшему и окружающим. Признаки Раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначитель¬ному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напря¬жение; увеличение кровяного давления. Помощь Сведите к минимуму количество окружающих. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку). Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой. Демонстрируйте благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Агрессия может быть погашена страхом наказания - если нет це¬ли получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание стро¬гое и вероятность его осуществления велика. Если агрессию вызывает какой-либо человек (начальник, знакомый, сослуживец), то можно применить несколько несложных приемов: - предложите визуализировать его («Представь этого человека, сконцентрируйся на его одежде, голосе, манере поведения»); - предложите проделать следующие действия с неприятным обра¬зом - уменьшить в размерах, одеть в смешную одежду, пририсовать усы и т.п. Другой вариант. После того, как представлен в мельчайших дета¬лях облик человека, вызывающего агрессию, попросите вспомнить какое-нибудь место, где было очень хорошо, спокойно, уютно; предложите поместить неприятный образ на яркую картинку такого места, попросите постепенно уменьшить негативный образ до маленького пятнышка. Попробуйте разные варианты. Попросите опять вспомнить образ «плохого» человека и ситуацию, которая вызвала агрессию. Делайте это до тех пор, пока образ не будет вызывать резко негативных эмо¬ций. Ступор Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагиру¬ет, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет. Признаки Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосно-вение, боль), «застывание» в определенной позе, оцепенение, состоя¬ние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц. Помощь Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены нару¬жу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательно¬го пальцев точки, расположенные на лбу над глазами, ровно посреди¬не между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки по¬ложите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек в таком состоянии может слышать и видеть, поэтому го¬ворите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать силь¬ные эмоции (лучше - негативные). Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Апатия Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с ог¬ромным трудом. В душе равнодушие и безразличие - нет сил даже на эмоции. Признаки Безразличное отношение к окружающему, вялость, заторможен¬ность, речь медленная, с большими паузами. Помощь Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых во¬просов (Как тебя зовут? Как ты себя чувствуешь? Хочешь есть?). Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб. Дайте человеку возможность поспать или про¬сто полежать. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице) - поговорите с пострадавшим, вовлеките его в любую совместную деятельность (прогуляться, выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи). Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь взрослому) К подобным ситуациям относятся захват террористами, ограбле¬ние, разбойное нападение. За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту в виде иллюзий, позволяющих воспринимать смерть как далекое и нереальное собы¬тие). Даже если человек не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму. Меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми слу¬чайностями. Человек начинает делить свою жизнь на две части - до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Помощь Дайте возможность человеку выразить чувства, связанные с пе¬режитыми событиями в беседе; если он отказывается от беседы, предложите описать произошедшее событие и свои ощущения в дневнике или в виде рассказа. Покажите человеку, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть чело¬век сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний). Дайте человеку возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участ¬ников события). Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. исполь¬зовать пережитое трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты»). Насилие, связанное с угрозой для жизни (помощь ребенку) Ребенок пережил насилие по отношению к себе или членам се¬мьи, стал свидетелем нанесения увечий другим людям. Ребенок переживает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказать¬ся слишком трудным, непереносимым для него, что выражается в молчании и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он может снова и снова рисовать самые страшные моменты произошед¬шего (изуродованные или раненые люди). Если ребенок связывает действия преступника с яростью, нена¬вистью, то теряет веру в то, что взрослые могут справиться с собой; начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно если у него есть фантазии, связанные с местью. Ребенок может испытывать чувство вины, т.е. считать причиной события свое предшествующее поведение. Ребенок, переживший травматическое событие, не видит даль¬нейшей жизненной перспективы - не знает, что будет с ними через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям. Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки в личностном развитии. Помощь Дайте понять ребенку, что вам важно то, что он пережил; что вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Ты не один. Я знаю одного очень смелого, мужественного мальчика, с которым то-же такое случилось»). Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх). Посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии - это позво¬лит обратиться к ранним образам и смягчить недавнюю травматиче¬скую память. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки). Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность и страх, гнев. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его поступки). Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите вы¬нести вовне свои переживания в виде образов). Не позволяйте ребенку стать тираном, не исполняйте любые его желания из чувства жалости. Катастрофы, аварии, стихийные бедствия При катастрофах, стихийных бедствиях, взрывах, авариях можно столкнуться с ситуацией, когда человек изолирован в завале (при взрывах и землетрясениях); на крышах домов, деревьях (при навод-нениях); в автомобиле (при ДТП). Этот человек является непосредст¬венной жертвой катастрофы. Помощь Представьте ситуацию: вы находитесь в темной, заваленной ме¬белью комнате, вы не представляете — где и что находится, и не знае¬те, как выбраться. Ситуация, в которой находится человек в завале, намного хуже. Можно представить, что в этом случае любая инфор¬мация является единственной связью с окружающим миром, стано¬вится на вес золота. Важным является - что и как нужно говорить. Говорить в завале необходимо громко, медленно и четко. Сооб¬щите людям информацию о том, что помощь идет и о правилах пове¬дения - максимальная" экономичен л; дыхание медленное/неглубокое, через нос, это позволит экономить кислород в организме и окружаю¬щем пространстве; запрет на' физические действия_по самоосвобож¬дению.

Admin: Спасибо, для таких прогульщиков-болеющих как я - очень кстати!

Асинь: Это еще не все, буду дальше выставлять.




полная версия страницы